Победитель конкурса Бессмертного полка России провела открытый урок о блокадном Ленинграде

Сияющие глаза подростков, благодарные лица родителей, болеющих за свое чадо, интересные вопросы и слаженная работа команд, в том числе самых юных их представителей - все это было на открытом уроке, который в гостеприимных стенах музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», что находится в Ленинградской области в самом что ни на есть историческом месте. Урок провела победитель объявленного Общероссийским общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк России» и поддержанного Фондом президентских грантов Всероссийского конкурса народных сценариев в номинации «Сценарий для школьного урока» Елена Федотова – главный библиотекарь «Центра культуры и досуга Викуловского района» Тюменской области. А ее «учениками» в этот день стали победители всероссийского конкурса «Подвиг ваш, ленинградцы, бессмертен!», которые, вроде бы, ехали на награждение, а попали опять на занятие. И, при этом, остались довольны!

Это был самый настоящий урок – с целями и задачами, заданиями, которые надо было решить, проявив быстроту, смекалку и знание темы урока, который был посвящен подвигу жителей и защитников блокадного Ленинграда. Среди вопросов встречались и такие, с которыми справился бы далеко не каждый взрослый. Например, из какой части дерева готовили «березовую кашу» - да, в осажденном городе приходилось не только употреблять в пищу малосъедобные суррогаты, но даже собирать землю на том месте, где находились сожженные немецкими бомбардировщиками Бадаевские продовольственные склады, кипятить ее, процеживать и пить такой самодельный «кофе» только потому, что земля впитала сахар, который находился в сгоревших хранилищах. А сахар в блокаду ценился на вес золота. Как и хлеб, из нескольких кусочков которого – это было одно из заданий конкурса – надо было определить, какой из них весит ровно 125 граммов? Ровно столько в самые тяжелые дни блокады выдавали детям и неработающим горожанам. А еще, «в первую блокадную зиму что набирали иголок с сосен и елей, настаивали их и давали раненым бойцам – тем и спасались», - напомнил начальник научно-исследовательского отдела филиала Центрального архива Министерства обороны – архива военно-медицинских документов Санкт-Петербурга Дмитрий Аникеев. И участникам урока даже удалось такой напиток попробовать!

А еще город спасали кошки, которые охотились на крыс – их завезли, как только прорвали блокаду. Вопрос о мяукающих спасителях был угадан всеми командами. За правильностью ответов следило строгое жюри, в составе которого был Владимир Романов, ребенком переживший блокаду. 

 «Мне пришлось переправляться на «Большую землю» по «Дороге жизни», через Ладогу. Я до сих пор помню тот ужас, когда под колесами машин лед прогибался как картон. Молились все, даже дети, - признался Владимир Иванович. – Только чудом я не оказался в списках погибших».

Заведующая сектором диорамы музея Вера Иванова считает, что ленинградская стойкость и ленинградское мужество стали прививкой для всех тех, кто защищал этот город. И эта прививка передается из поколения в поколение: «Все меняется, но есть вещи, которые меняться не должны. Любовь к матери, любовь к Родине, наше отношение к героическому подвигу ленинградцев».

Также ребята вспоминали песни военных лет, расшифровывали ответ на вопрос с помощью азбуки Морзе, попали под настоящий «артобстрел» из вопросов, касающихся ленинградской блокады, слушали отрывок из «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича, принимали поздравление за победу в самом настоящем «интеллектуальном штурме» и не заметили, что урок подошел к концу.

«Дорогие ребята! Не забывайте о героическом прошлом нашей страны! Читайте книги, смотрите документальные и художественные фильмы. Учитесь благородству, выдержке и мужеству у литературных и экранных героев и, конечно же, у ветеранов Великой Отечественной войны», - подвела итог урока Елена Федотова.

«Очень приятно, что у нас такие разные были участники, в том числе очень юные участники, которые активно включались в обсуждение. Очень хочется верить в то, что сегодняшний урок станет для вас важным шагом, и когда вы вернетесь домой, вы сможете проводить такие уроки у себя в школе, - завершила мероприятие руководитель Исполкома Бессмертного полка России Наталья Шадрина.

Вот если бы все уроки были такие, какой прошел в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда»! Будем надеяться, что когда-нибудь так и будет.

Пожалуйста, заполните это поле